Мостовики-затейники

понедельник, 17 ноября, 2014

В июльском номере нашего журнала была опубликована статья «Строительная наука: где ваши патенты, господа?». В ней речь шла о том, что в современной России резко упало количество патентов на изобретения в строительном комплексе. Вскоре после выхода статьи нам довелось побывать на первой в нашей стране специализированной выставке по алмазной резке и сверлению. Бросилось в глаза, что в одной из секций стены были буквально увешаны копиями патентов, выданных на двух изобретателей — Инну Сахарову и Вильгельма Казаряна.

Инна Дмитриевна и Вильгельм Юрьевич — мостовики, познакомились, когда молодому аспиранту Вильгельму Казаряну, пришедшему на работу в один из ведущих институтов страны — СоюздорНИИ, назначили руководителем Инну Сахарову (на фото). Так сложился их творческий союз.

 

Не озарение, а повседневный труд

Когда институт начали планомерно разрушать, они ушли и создали фирму, которая за время существования заняла свою нишу в мостостроении и завоевала высокий авторитет.

Как рождаются их совместные патенты? Фирма специализируется на реконструкции и демонтаже мостов и других инженерных сооружений. Она известна тем, что берется за работу, от которой порой отказались все остальные. К настоящему времени компания демонтировала более 60 мостов, в основном в Центральной России. По словам Инны Дмитриевны, разборка моста если не сложнее его строительства, то уж точно опаснее. Ведь если не продумать детально весь процесс разборки, может произойти обрушение конструкций и под обломками, не дай бог, погибнут люди. Мало того, эти обломки потом придется из реки извлекать, поскольку они могут мешать судоходству, а на небольших реках просто засорить русло.

По строительным нормам и правилам при демонтаже нужно обязательно изучить проектную документацию, по которой строился мост. Но она практически нигде не сохранилась, хотя речь идет, как правило, об объектах, возведенных в 1960—1970-е годы прошлого века. Поэтому в каждом случае приходится продумывать свой способ разборки. В процессе работы появляются новые технические решения, ряд из них потом признаются изобретениями.

 

Без шума и пыли

С самого основания компании ее специалисты начали применять технику по алмазной резке и сверлению, которая применяется и при разборке мостов, и при их реконструкции. Эта технология, которую называют строительной хирургией, позволяет вести работы без разрушения конструкций, с ювелирной точностью, без сильных вибраций. Как говорится, без шума и пыли. Она незаменима, например, когда надо расширить существующий мост, заменить отдельные его части, не останавливая при этом движения по мосту. Инна Дмитриевна и Вильгельм Юрьевич в процессе применения этой технологии также запатентовали несколько изобретений, в частности усовершенствовали длину точной проходки.

Сегодня в России огромное количество мостов требует ремонта, а средств на то, чтобы следить за состоянием сооружений, не хватает. Зачастую ремонтными работами занимаются местные умельцы, а не профессиональные строители-мостовики. В результате, когда приглашают специалистов на обследование моста, выясняется, что уже требуется реконструкция. И хорошо, если дело не доходит до обрушений. И тут уже приходится ломать голову, какое решение принять по данному объекту.

Вильгельм Казарян показывает основные узлы машины для круговой резки бетона